Новости региона
Главная / Новости / Новости региона

Александр Корзун, председатель областного суда: «Судья обязан обеспечить законность, справедливость и обоснованность вердикта»

07.10.2019
Новости региона
Суд – независимая ветвь власти, стоящая на защите интересов личности, общества и государства. В судебной системе области работают 116 судей. В течение года ими рассматривается порядка 4 000 уголовных, 20 000 гражданских и 40 000 административных дел. О специфике работы в судебной системе, о справедливом отношении к людям и о том, как отразилась на областном правосудии судебно-правовая реформа, в интервью корреспонденту «ГП» рассказал председатель Гродненского областного суда Александр Корзун. 

– Александр Анатольевич, в этом году областной суд отпраздновал 75-летие. Это повод вспомнить важнейшие вехи в истории развития областного правосудия, разумеется, затронув судебно-правовую реформу.

– Областной суд был учрежден 20 сентября 1944 года вместе с образованием Гродненской области. В составе судейского корпуса в то время было много ветеранов и участников войны. Все усилия направлялись, в первую очередь, на восстановление законности и ликвидацию последствий оккупации. После распада СССР и провозглашения в 1991 году Беларуси суверенным государством, закрепившим в Конституции принцип разделения властей, возникла необходимость в организации самостоятельной и независимой судебной власти, ее правовом обеспечении, соответствующем международно-правовым стандартам. Этот период можно считать совершенно новой вехой в развитии судебной системы страны – впервые была создана концепция судебно-правовой реформы, которая впоследствии возымела серьезное влияние на все уровни судебной власти. Изначально создатели концепции ставили задачу максимально приблизить ситуацию к общемировым стандартам – создать четырехзвенную систему правосудия с мировыми судьями, межрегиональными судебными округами, судом присяжных. Но реализовать эти положения не удалось. 

tlmd_gavel_shutterstock_120159574.jpg

– Почему, на ваш взгляд, первоначальная концепция судебно-правовой реформы так и не была применена на практике?

– В стране действует исторически сложившаяся трехзвенная судебная система районных, областных судов и Верховного Суда. На сегодняшний день ее можно считать оптимальной для вынесения законных и обоснованных решений. Мировые судьи занимаются рассмотрением мелких дел, но создавать отдельную структуру для этого нет никакой необходимости. Со всеми категориями дел, которые могли бы разрешаться мировыми судьями, успешно справляются районные суды в рамках предусмотренной нагрузки. К тому же есть другие процедуры, которые можно использовать в досудебном урегулировании споров. Например, достаточно эффективно работает медиация, если вопрос касается экономических дел. 
Анализ реальных возможностей развития судебной системы показал, что также нет нужды в создании суда присяжных. По сути, его функции выполняет аппарат народных заседателей. Поэтому вместо решительного изменения существующей системы судоустройства был выбран прагматичный и взвешенный подход к ее реформированию. Новая концепция, которая учитывала мнение судей-практиков и реальные возможности системы, была принята в 2002 году.  

– Если проанализировать этапы проведения судебно-правовой реформы, фактически мы можем считать, что судебная власть работает по новой системе уже с 2014 года. Как отразилось решение о преобразованиях на областном правосудии? 

– Венцом реформы все же принято считать конец 2016 года, когда был подписан новый Кодекс о судоустройстве и статусе судей. Это своего рода свод правил работы судебной системы в ее новом качестве. Но 2014-ый действительно стал годом кардинальных изменений. Тогда был принят новый декрет о совершенствовании судебной системы, который объединил общие и хозяйственные суды в единую систему во главе с Верховным Судом, благодаря чему система в целом стала более понятной и доступной для людей. Были ликвидированы военные суды. Одновременно подразделения судебных исполнителей реорганизовали в централизованную службу принудительного исполнения, которая вошла в систему Министерства юстиции. Исчезла ситуация двойного подчинения. Сейчас судебная власть полностью отделена от органов исполнительной власти, что очень важно. Кроме того, все вопросы организационного, материально-технического и кадрового обеспечения районных судов возложены на областной суд. Мы стали более самостоятельны в финансовом плане. За последние пять лет в этой части сделано многое. В области построено два новых судебных здания – суды Гродненского и Слонимского районов. Капитально отремонтированы здания судов Сморгонского района и Октябрьского района города Гродно. В ближайших планах – обновить помещения судов Берестовицкого района и Ленинского района города Гродно.

Z3E1UztmajE.jpg

– В марте 2016 года ввели такую форму проверки законности судебных решений, как апелляция по уголовным делам, а с июля прошлого года такая же система действует в гражданском процессе. Можно ли говорить, что благодаря этому повысили качество и оперативность работы областного суда?

– Суд первой инстанции постановляет приговор. Если в дальнейшем стороны его обжалуют или прокурор выносит протест, дело переходит в областной суд. Раньше, когда вынесенное решение не соответствовало требованиям закона, мы его отменяли и возвращали на новое рассмотрение, а это – повторный вызов участников процесса, потеря рабочего времени, бюджетные расходы. Сейчас же наша апелляционная инстанция имеет право самостоятельно поставить в деле точку, усилив или, наоборот, смягчив наказание. Безусловно, это помогает ускорить процесс рассмотрения дел и вынесения окончательного решения, упростить необязательные судебные процедуры, сократить количество повторных судебных разбирательств в судах первой инстанции.  

– Что можно сказать о сегодняшних показателях работы областного суда?

– Мы можем с уверенностью говорить, что качество и оперативность вынесенных решений в областном суде динамично растут. За последние три года количество отмененных и измененных приговоров сократилось в три раза, уменьшается и количество отложенных и приостановленных дел. По многим показателям результаты нашей работы на протяжении последних нескольких лет выше среднереспубликанских. И в дальнейшем мы нацелены на оптимизацию, упрощение и ускорение судебного процесса. 

– Внедрение новых информационных технологий помогает вам в этом? 

– Информатизация судебной системы – действительно важная тема, которая находится у всех на слуху. Сегодня мы применяем современные информационные технологии не только в досудебной процедуре извещения о судебных процессах через смс-сообщения. Сейчас повсеместно практикуется ведение аудиозаписи судебных заседаний. Планируется, что уже к сентябрю следующего года областной суд перейдет на полную видеофиксацию судебных процессов, а к 2022 году видеозапись заседаний будет обеспечена во всех районных судах. Для чего это нужно? Иногда участники процесса выражают несогласие с содержанием судебного протокола. 
Видеофиксация позволит детально восстановить все, что происходило в зале заседаний, и тем самым исключить любые спорные вопросы. Кроме того, допрос свидетелей и экспертов в суде уже сейчас нередко проходит в формате видеоконференции. Нужно ли говорить, насколько эти нововведения повысят качество и оперативность судебного процесса? 

– Отвечая на один из вопросов выше, вы упомянули о дальнейшем повышении доступности областного правосудия. Что это значит?

– В последнее время много внимания уделяется качеству оформления процессуальных решений. Они должны быть понятны не только профессионалу, но и простому обывателю. Это актуально, так как в 2021 году планируется создание общедоступного электронного банка судебных решений. Открытая база, воспользоваться которой может любой гражданин, уже сейчас частично пополняется постановлениями областного и районных судов. В скором времени в сети будут публиковаться абсолютно все вынесенные судом приговоры, разумеется, с соблюдением правил конфиденциальности участников процесса. Это возлагает дополнительную ответственность на весь судейский аппарат, ведь так или иначе ознакомиться с постановлениями и решениями суда сможет каждый, причем детально. 

– Насколько серьезное внимание областной суд уделяет сегодня принципам открытости и доступности судебных процессов?

– Направление публичности и гласности нужно обязательно усиливать. Областной суд на сегодняшний день стремится активно взаимодействовать со СМИ – информация о рассмотрении наиболее актуальных и общественно значимых дел регулярно появляется в прессе. Практикуются и выездные публичные заседания. Это важно как для формирования правовой культуры в обществе, так и для профилактического воздействия. 

043357087674a81a8538a8e043505511.jpg
– Хочется поставить слово «правосудие» в один ряд со словом «справедливость». Уместно ли в отдельных случаях призывать суд к гуманности и вынесению менее жестких приговоров?

– На одном из последних совещаний у Главы государства действительно было подчеркнуто, что главное в работе судьи – справедливое отношение к людям. Это вовсе не значит, что судья должен смягчать наказания. Без законных оснований это недопустимо, особенно если речь идет о тяжких и особо тяжких уголовных делах. Коррупция, наркоторговля, преступления против человека, его личности и здоровья обязаны караться по всей строгости. Но если проступок человека не относится к категории тяжких, если ранее он не привлекался к уголовной ответственности и искренне раскаивается в содеянном, можно учесть те жизненные обстоятельства, которые, возможно, вынудили его так поступить, и дать шанс на исправление в виде отсрочки применения наказания или условного срока. Этот принцип работает, когда речь идет и о гражданском процессе. Например, ответчик формально подпадает под выселение из квартиры, но другого жилья у человека нет, ему совершенно некуда идти. Тогда справедливым будет войти в положение и дать время для решения жилищной проблемы. 

– Понятие о справедливости у каждой из сторон судебного процесса, наверняка, свое…

– Да, обвиняемому может показаться, что наказание слишком строгое, а потерпевшему – что слишком мягкое. Но в целом в видении общества приговор должен быть справедливым. На первом месте, конечно же, всегда остается законность. Справедливое решение не может быть незаконным, а найти баланс между этими двумя позициями – самое сложное.  

 Как часто областной суд выносит оправдательные приговоры?

– Если в деле отсутствуют неоспоримые доказательства вины, суд обязан принимать смелое и бескомпромиссное решение о вынесении оправдательного приговора. Процент таких дел в области невысок, но он есть. Оправдательный приговор может возыметь определенные последствия для тех, кто расследовал дело, кто поддерживал обвинение, но на судье лежит огромная ответственность – обеспечить законность, справедливость и обоснованность вынесенного решения, определив тем самым дальнейшую судьбу человека. 

– Судья проходит многоступенчатую подготовку, а среди юристов эта должность негласно считается высшей формой юридической деятельности. Какие главные профессиональные и личностные требования предъявляются сегодня к вершителям правосудия?

– Судья – это высокое звание, которому необходимо соответствовать всегда и везде. Кодекс чести предъявляет к профессиональным и личным качествам судьи серьезные требования. Определенные ограничения накладываются и в повседневной жизни. Неправильное поведение судьи, которое кто-то заметил даже в, казалось бы, нерабочей обстановке, способно поставить под сомнение престиж всей судебной системы, поэтому важно постоянно помнить, какую занимаешь должность. Безусловно, судья должен обладать не только высокой нравственностью поведения, но и иметь серьезную профессиональную подготовку, владеть культурой ведения судебного процесса. Корректность вопросов, обеспечение презумпции невиновности и непредвзятого отношения ко всем участникам заседания – ни у кого не должно закрасться даже мимолетной мысли о том, что суд заведомо склоняется на чью-то сторону до окончательного вынесения приговора. От этого фактора зависит доверие общества. Главное, чтобы люди чувствовали, что, обратившись в суд, они могут защитить свои права.

 ecef14d9e904dcd0dab2d2521f196495.jpg
 Если обратиться к вашей биографии, можно отметить, что в юриспруденцию вы пришли не сразу. Окончив Гродненский химико-технологический техникум, какое-то время работали слесарем в ОАО «Гродно Азот», затем инженером лаборатории учебного телевидения в университете. В какой момент решили кардинально сменить род деятельности, что вас к этому подтолкнуло? 

– Все кардинальным образом изменила служба в армии. Она заставила повзрослеть, поменять многие взгляды на жизнь. Пришло осознание того, что хочу заниматься именно юриспруденцией. Далеко не каждый юрист становится судьей, скажете вы. Да, это так. Все-таки судья – это призвание, умение быть честным перед собой и другими людьми, принципиальность. В профессии я уже почти три десятка лет и абсолютно не раскаиваюсь, что выбрал этот путь, каким бы сложным он порой ни казался. 

– Что хотелось бы сказать коллегам по случаю праздника?

– Юбилей – это знаковое, торжественное мероприятие. К этому событию мы всегда подводим итоги работы за прошедшую пятилетку. Изменяется законодательство, категории дел, определяются новые подходы, новые формы ведения уголовного и гражданского процесса, нарабатывается определенная практика – важно подвести черту под еще одним пройденным этапом и наметить дальнейшие цели, как мы будем действовать в части повышения качества, оперативности, открытости, доступности своей деятельности и, главное, повышения доверия граждан. Коллектив областного суда формировался на протяжении долгого времени. Это высокопрофессиональные специалисты, которые способны и готовы решать поставленные задачи на высоком уровне, порой даже не считаясь с личным временем. В честь праздника мы собрали всех, чтобы поблагодарить и поощрить за работу. Пригласили на торжественную встречу наших ветеранов, с которыми постоянно держим связь. Это наша преемственность поколений, сохранение традиций и в то же время движение вперед, которого не бывает без опоры на прошлое. Задачи перед нами стоят ответственные и непростые, но не возникает никаких сомнений, что мы сможем их решить.
К списку